В.Ф. Рашкин депутатам «Единой России»: «Де-офшоризацию и национализацию элиты нужно начинать с себя»

23 сентября на пленарном заседании Госдумы В.Ф. Рашкин представил закон о запрете для членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, а также для государственных гражданских и муниципальных служащих входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента», а также быть их членами.Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме

Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы!

Представляю проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Он устанавливает запрет членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, а также госслужащим входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента», а также быть их членами.

Напомню: «иностранный агент» это любая, участвующая в нашей политической жизни НКО, которая получает на свою деятельность финансирование из-за рубежа.

Надо сказать, что понятие «иностранный агент» у нас в последнее время ассоциировалось только с НКО, которые действуют на нашей территории в интересах западных держав. Именно в таком ракурсе это понятие трактуется сейчас прессой, общественностью, политиками. Возникла стабильная ассоциация – «иностранный агент» это нечто чуждое российскому политическому режиму. Что-то, направленное на его подрыв по заказу извне.

Однако на деле в числе «иностранных агентов» должны оказаться отнюдь не только НКО, живущие на западные гранты. Здесь значительный сегмент принадлежит правящей элите и политикам, которые с ней связаны.

Особенность нашей экономики в том, что значительная часть российских активов выведена за рубеж, финансовые средства уходят за границу (легально или нелегально) и частично возвращаются обратно, через оффшоры и другие каналы.

Такой стиль жизни, такие схемы характерны, прежде всего, для лиц, находящихся во власти и при власти. Этим они легализуют и охраняют доходы, полученные от своего привилегированного положения.

Почти у каждого топ-менеджера госкорпораций, у каждого крупного и даже средней руки чиновника есть счета, недвижимость за границей – возможно, оформленные не на него лично. Есть и свои «свечные заводики», а иногда и очень большие заводы – и контролируются они также не напрямую, и не через российские фирмы – так сохраннее, безопаснее.

Отсюда масштабная оффшоризация российской экономики – и российской политики. Все это — инфраструктура правящего класса, построившего свои состояния и карьеры вокруг нефтегазовых потоков и на «распилах» бюджетных программ.

Как показывает история, компрадорские авторитарные режимы не живут без оффшоров. Возьмите любую латиноамериканскую или африканскую «банановую» страну и везде увидите одну и ту же картину: гламурная элита, проживающая бОльшую часть времени в Америке или Европе, обучающая там своих детей. И многочисленные финансовые цепочки, позволяющие выводить капиталы, полученные от продажи богатых ресурсов бедной страны.

«Бедным он приехал в богатую провинцию. Богатым он покинул бедную провинцию», говорили в древнем Риме про представителей власти. Ту же картину наблюдаем мы и у нас. Только провинция в нашем случае – это вся Россия.

Поскольку оффшорная и вообще зарубежная составляющая неизбежно присутствует по всех экономических схемах, она же проявляется и в политической жизни. Мы недавно с коллегами посмотрели, как, например, финансируется партия «Единая Россия», и нашли у ее официальных спонсоров массу оффшорных цепочек. Взносы делают российские компании, но у них в числе учредителей или участников по цепочке находятся оффшоры. Они своей долей контролируют конечного вносителя – российское юрлицо.

Некоторые факты мы привели в пояснительной записке к другому законопроекту – который составляет пакет законов вместе с тем, что мы рассматриваем сегодня. Его номер 874397-6, он внесен 2 сентября этого года (об изменениях в законы о партиях и выборах). Мы его с Вами также скоро рассмотрим.

Но это еще не все. Очень большая доля финансирования все той же «Единой России» приходит со стороны так называемых фондов поддержки партии. Есть межрегиональные и региональные фонды. Согласно финансовому отчету партии ими в 2013 г. было перечислено в ее адрес пожертвований на сумму 562,7 млн. руб., что составило 81,7% от всей совокупности пожертвований, полученных партией (688,6 млн.руб.).

В 2014 году через фонды в партию поступило пожертвований на общую сумму 748,7 млн. руб., что составило 56,6% от всех пожертвований (1 трлн., 323 млн. руб.).

Столь значительный объем пожертвований, поступающих не напрямую в партию, а через созданные ею фонды, учрежденные связанными с партией лицами (среди них партийные функционеры, сенаторы), требует дополнительных механизмов обеспечения прозрачности партийного финансирования.

Однако отчетность фондов поддержки не публична. Кто делает взносы в эти фонды? Учитывая, что в числе спонсоров партии власти есть связанные с оффшорами фирмы, нет ли их и тут, и может быть в бОльшем объеме, раз отчетность нигде не публикуется?

Главный вопрос — не являются ли фонды поддержки партии «иностранными агентами» (в смысле закона об НКО), тем более что правозащитники недавно обнаружили таковых и в числе вносителей в избирательные фонды единороссов?

Как я сказал, среди учредителей фондов поддержки – сенаторы, депутаты. Вообще в финансовой схеме партии власти задействованы многие государственные деятели. Чтоб распутать все эти цепочки понадобится целая армия следователей и дознавателей. Но важно другое – оказываются взаимосвязаны служители государства, представители народа и оффшоры, зарубежные фирмы, счета.

Мы считаем, что должен быть законодательно установлен запрет на это «совместительство», мы должны разорвать эти цепочки.

В связи со сказанным, представляемый законопроект вводит запреты, о которых я сказал выше. Это будет означать прекращение всякого рода учредительства в фондах поддержки партий, других НКО, созданных для аккумулирования и перевода подчас «нечистых» денег, поступающих по оффшорным цепочкам из-за рубежа.

Подчеркну – мы не говорим, что все, например, партийные фонды «Единой России» — это обязательно иностранные агенты (по смыслу закона об НКО). Там наверняка есть фонды, которые не принимают финансирование от контор, имеющих по цепочке связь с оффшорами. Однако формальный запрет в данном случае необходим и то, что его сейчас нет в законе, является правовым пробелом.

Также законопроект поставит заслон вообще перед любым учредительством чиновниками и депутатами фондов, через которые в политику приходят зарубежные, оффшорные, «отмытые» деньги.

Прошу Вас, уважаемые депутаты, поддержать законопроект. И прежде всего, обращаюсь к представителям «Единой России» – де-офшоризацию, национализацию элиты нужно начинать с себя. Тогда общество готово будет поверить в это как в реальные действия власти.

Следующим шагом будет законопроект о запрете оффшорных цепочек в финансировании партий и выборов, обеспечении прозрачности финансовой отчетности фондов поддержки партий. Напомню, он уже внесен 2 сентября.

Наша задача – очистить политическую жизнь от нелегальных и полулегальных денег, от коррупции.

Спасибо за внимание. Рассчитываю на Вашу поддержку.

____________________________

Рашкин Валерий Фёдорович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый секретарь Московского городского комитета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *