«Шашки» долой и вперёд на бордюры…

В нашем городе, наверное, не осталось ни одного человека, который хоть раз не воспользовался такси, просто набрав несложный номер или подняв руку на обочине. В последнее время услуга стала очень доступна. Появились даже категории клиентов, которые утром отправляют детей в школу на одном такси, а на другом едут на работу сами – соответственно вечером в обратном порядке. И у каждого клиента свое мнение о такси: о конкретной службе, о ценах, о сервисе и т.д. Благо выбор пока довольно широк. Конечно, и такси и таксисты бывают разные, и как в каждой сфере услуг, использующей людской труд, есть и свои недостатки, например грязная, старая машина, хамоватый водитель, не знающий город и т.п. И поэтому многие постоянные пользователи услуги такси с восторгом приняли весть о новом «желтом» законодательстве, ратуя за наведение порядка в этой отрасли в надежде, что уж теперь-то машина приедет быстро и чистая, водитель непременно окажется грамотным и любезным и за проезд лишнего не возьмет. Поэтому одна половина обывателей недоумевает: «Чего же таксисты шумят, зачем митингуют?» А вторая злорадствует: «Так вам и надо!» – торжественно величая таксистов хапугами.

Однако рассмотрим законодательство поближе, так сказать, вникая в суть и заглядывая вперед. Какие последствия он может принести таксистам и их клиентам? Чтобы не утомлять любезного читателя простым перечнем требований и штрафов, мы будем рассматривать и комментировать только самые «достойные» моменты пресловутого Федерального закона за номером 69.

Итак, цитата номер один:

«Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации».

Казалось бы, что здесь такого? Однако читаем дальше:

«Разрешение действует на территории субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено соглашениями между субъектами Российской Федерации».

Из этого пункта следует, что отныне, если у Вас возникла необходимость доехать, скажем, до города Самара, Вы заказываете такси, и оно любезно везет Вас лишь до границы Саратовской и Самарской области. А дальше водитель, даже имеющий статус И.П., получивший всевозможные разрешения, имея при этом полное желание доставить Вас до места, Вас не повезет – идите пешком, или вызывайте местное такси, иначе штраф водителю 5 тысяч рублей!

Цитата номер два:

легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям:

а) легковое такси должно проходить государственный технический осмотр каждые шесть месяцев;

б) легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;

в) легковое такси должно соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;

г) легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;

д) легковое такси должно быть оборудовано таксометром.

Казалось бы, налицо забота властей о безопасности и честности пассажирских перевозок. Однако прочитаем внимательно:

Пункт «А» – без комментариев, браво!

Пункт «Б» – немного непонятно – а зачем?

Разве не достаточно просто поставить «шашечки», чтобы выделить такси из общего транспортного потока? И какой толковый водитель согласится расклеивать свою собственную, выстраданную «ласточку» да еще за собственный счет? А соберись он в последствии, скажем, с женой в отпуск на Юга или к теще в соседний регион? На основании цитаты номер один он должен будет каждому встречному сотруднику ДПС ГИБДД объяснять и доказывать, что он – де в настоящий момент не таксист вовсе, а самый что ни на есть отдыхающий!
Пункт «В» – повергает в легкий шок!

По указке сверху таксисты просто обязаны будут перекрашивать свои авто в цвет, наиболее приглянувшийся областным властям! Просто для информации:

перекраска авто отечественного происхождения (при условии проведения работ в недорогом сервисе) обойдется владельцу минимум в 15 тысяч рублей без учета стоимости материалов и без необходимости предварительной подготовки. А вот покраска современных авто импортного производства – это целое искусство, и стоит это удовольствие от 45 тысяч рублей, так же без учета материалов.

Возникает масса дополнительных вопросов:

1) А за чей счет банкет? И как Вы думаете – на чьи плечи лягут в конечном итоге эти расходы?
2) Где гарантия, что завтра властям не понравится другой цвет? В законе не прописано – сколько раз в год областная власть может менять требования к цвету такси.
3) Как продать авто, если заведомо известно, что это такси? Не секрет, что потенциальные покупатели часто не рассматривают вопрос покупки авто, хотя бы месяц работавшего в такси, даже не взирая на отличное состояние автомобиля. И не смотря на заверения местных властей о том, что пока эти меры вводиться не будут, пунктик, прописанный в законе Федерального уровня, покоя все-таки не дает.

Пункт «Г» – без вопросов!

Большинство таксистов и так ездят с «шашками». Это привлекает клиентов «от обочины» и дает дополнительный заработок.

Пункт «Д» – таксометр.

Этот анахронизм вызывал раздражение у клиентов еще лет восемь назад, и не случайно.

Во-первых, этот прибор считает весь простой в пути, включая пробки и светофоры, что, безусловно, выгодно таксистам и совсем не выгодно пассажирам. Во-вторых, ловкие пальцы таксистов умели еще в годы монополии незабвенного ПАТП-2 творить с этими приборами чудеса. Например, километр вдруг превращался в полтора, или наоборот (зависело от конкретной ситуации). Так же вызывает интерес и стоимость подобного оборудования. В реестре контрольно-кассовой техники налоговой службы прописано лишь несколько марок такой техники, например, Гелиос 005к версия 2. Стоимость подобного прибора в интернет-магазинах составляет порядка 15 тысяч рублей. Этот прибор подлежит обязательной регистрации в налоговых органах и постановке на абонентское обслуживание в аттестованных организациях. Так же эта замечательная вещь, помимо возможности использования сразу четырнадцати!!! тарифов (вот где раздолье фантазии таксистов), имеет фискальную память (предприниматели поймут, о чём речь).

Наличие фискальной памяти подразумевает ежегодную замену блока ЭКЛЗ, стоимость которого на сегодняшний момент составляет порядка 7 тысяч рублей.

Водители такси, совершенно справедливо, постараются переложить эти затраты на клиентов, что не сможет не сказаться на стоимости проезда.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Современное программное обеспечение, которым оборудованы диспетчерские такси, позволяет сообщать клиенту конечную стоимость проезда еще на стадии вызова машины. Спрашивается – зачем и кому нужен таксометр?

Цитата номер три:

юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:

а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;

б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;

в)обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

К пунктам «а» и «в» претензий нет, а вот пункт «б», несмотря на всю его направленность на безопасность, вызывает сразу ряд вопросов. Где проходить такой осмотр обычным водителям-индивидуалам (особенно в ночное время)? Сколько будет стоить путевой лист с учетом этого нововведения? Какие очереди будут в пунктах технического осмотра и зачем его вводить, если теперь и так необходимо проходить государственный технический осмотр раз в шесть месяцев? Ответ банально простой – закон писался исключительно под таксопарки и лоббировался их представителями в МИНТРАНСЕ и Госдуме, и места индивидуальным предпринимателям в новом законе нет! А между тем именно индивидуалы обслуживают на сегодняшний день львиную долю пассажиропотока города и области!

Следующий опус (к сожалению, данный фрагмент сократить нельзя, иначе потеряется основной смысл) цитата номер четыре:

« Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу».

1. Отказ водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо o заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки o пассажиров и багажа по заказу, если договор фрахтования заключен в форме o заказа-наряда, должностным лицам, уполномоченным на осуществление o контроля за наличием у водителей указанных документов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

2. Перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства – влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.

3. Взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц – влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.

Что это? Как это понять? И в чью талантливую голову пришел подобный пункт? Раньше такие требования касались лишь автобусных перевозок, например, при отправке детей в летний лагерь или на новогоднюю елку в Кремль. Чётких разъяснений в части применения данного пункта на практике власть не дает. Однако представить себе множество абсурдных ситуаций несложно. Пример: выходит из детского травмпункта мамаша, неся на руках свое перебинтованное и зареванное дитя, садится в такси и просит водителя отвезти их поскорее (так как надо успокоить и уложить ребенка и т.д.). Водитель в ответ требует с нее сначала паспорт, так как он необходим для составления письменного договора, а затем свидетельство о рождении ребенка, чтобы составить список пассажиров. Без этих замечательных бумажек никак нельзя, иначе дети будут плакать уже дома у таксиста, ведь за отсутствие любой из них штраф на кругленькую сумму. Причем надо понимать, что большинство наших сограждан не носит с собой паспорт, и нет никаких гарантий, что даже те, кто берет с собой основной документ гражданина, предоставит свои данные водителю такси.

Цитата номер пять:
Ст. 9 п.2. Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по
перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Вот этот пункт, прямо противоречащий сразу нескольким статьям Гражданского кодекса и основного закона страны Конституции Российской Федерации, устанавливает лишь 2 формы собственности авто. На основании этих требований таксист, даже имеющий статус И.П. (следовательно – плательщик налогов), и даже выполнивший все выше означенные требования закона (перекрасил авто и обклеил его шашечным поясом, установил таксометр и т.д.), может не получить разрешения на перевозку пассажиров на том простом основании, что у него автомобиль например, оформлен на жену или находится в кредите. Так же эта норма закона прямо нарушает все основные устои института договорных отношений – широко распространенный договор аренды так же не действует! Между тем, добрая половина ивановских таксистов распоряжается своим транспортом на основании доверенности, договора аренды, либо автомобиль приобретался в кредит. Чем это может обернуться для конечного потребителя – клиента? Во-первых, резко сократится число автомобилей в службах, в связи с чем значительно увеличится время ожидания машины. Представьте себе, что будет твориться по выходным и праздникам! Во-вторых, данная норма приведет к невозможности обновления парка, а следовательно мы с Вами будем вынуждены ездить на старых авто, преимущественно отечественного производства (большинство иномарок, приобреталось таксистами в кредит). Каким образом эта часть закона влияет на безопасность перевозок неясно. Зато в части регулирования рынка такси как раз все становится предельно понятно. Приоритет оставляют за крупными таксопарками, попросту вытесняя с рынка малый бизнес.

И наконец, последний гвоздь в крышку гробика малого предпринимательства в сфере такси – квоты. Цитата номер шесть:

Ст., №23
В целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения, оптимизации транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть законом субъекта Российской Федерации исходя из численности населения субъекта Российской Федерации, уровня обеспеченности населения услугами общественного транспорта и развития улично-дорожной сети может устанавливаться максимальное количество транспортных средств,используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территории субъекта Российской Федерации (примечание автора: а давайте заодно введем ограничение на регистрацию всех транспортных средств.

То-то уменьшится транспортная нагрузка на улично-дорожную сеть! Опять же борьба с пробками!) При этом максимальное количество легковых такси, устанавливаемое законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей частью, не может быть менее количества действующих по состоянию на 1 июля 2014 года разрешений.

Ст.,№24.
В случае, если количество поданных заявлений на выдачу разрешений превышает максимальное количество легковых такси, определенное в соответствии с частью 23 настоящей статьи, выдача разрешений осуществляется по результатам аукциона, проводимого в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Организация, проведение и подведение итогов аукциона осуществляются  уполномоченным органом. (примечание автора: а кто это – уполномоченный орган?)

Этот шедевр законотворческого искусства предполагает определение необходимого для нас с Вами количества легковых таксомоторов. А все кто сверх лимита автоматом становятся не удел, не смотря на соответствие всем остальным требованиям. А как же конституционные права предпринимателей? Статья восьмая главного закона страны гласит: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, «поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Для людей, не сведущих в современном Российском законодательстве, поясним, чем это грозит. Если по состоянию на 1 июля 2014 года в городе будет зарегистрировано к примеру 1000 легальных перевозчиков, то 1 января 2015 года будет выдано лишь 1000 разрешений, а 1001-го и последующих – милости просим на аукцион. Представим себе следующую ситуацию: 30 декабря 2014 года некий богатый таксопарк получает разрешения сразу на 500 авто.

В результате 500 законопослушных граждан 1 января 2015 года отправятся на аукцион, где у них не будет никаких шансов выиграть, так как большинство из них собственники лишь одного транспортного средства, а следовательно люди они небогатые. Где им тягаться с разного рода «ООО»? Для справки: сейчас абсолютное большинство таксопарков не соответствует в полной мере требованиям данного закона и вообще находится на грани рентабельности. Отчасти это связанно с невозможностью или нежеланием ввода жесткого контроля над работниками и техническим состоянием авто. Предрейсовый техосмотр превращен в этих организациях в простую формальность – была бы отметка механика, а дальше вся ответственность переложена на водителя. Отчасти с тем, что большинство водителей в таких организациях (за редким исключением) не являются профессионалами своего дела и наплевательски относятся к хозяйскому имуществу. Как следствие новый автомобиль отечественного производства через год работы в таксопарке превращается в некомплектный набор некачественных запчастей. Иномарки – к чести их производителей – живут чуть дольше. Большинство профессиональных водителей- таксистов уже испытали на себе все прелести работы в таксопарках, и в свое время взяли многотысячные кредиты для того, чтобы уйти «на вольные хлеба». А теперь власть законодательно вынуждает их опять идти работать «на дядю», но теперь условия у «дяди» будут еще жестче (вариантов – то не останется)! Куда пойти людям, в одночасье оставшимся не у дел? А между тем, речь идет о нескольких тысячах человек только в г.Иваново, а в формате страны – несколько сот тысяч. А прибавьте сюда членов семей таксистов (уж они-то кровно заинтересованы в коммерческом успехе своего кормильца). Здесь уже можно говорить о цифре более миллиона граждан нашей страны.

Данный закон – не единственная мера, способная погубить нынешнюю систему такси. Например, перевозчиков скоро будут штрафовать за отсутствие навигационной системы ГЛОНАСС. Как сообщает издательство «Коммерсантъ», соответствующие поправки к КоАП предложил Минтранс. В частности, для водителей коммерческого и спецтранспорта штраф с 1 января 2012 года будет составлять 2,5 тыс. рублей, для предприятий — 30 тыс. рублей.

Как сообщается в проекте постановления правительства «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», размещенном на сайте Минэкономики, пока речь идет только об оснащении системой спецтранспорта, осуществляющего перевозку пассажиров (такси, общественный транспорт), опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Проверять наличие ГЛОНАСС в пунктах техосмотра ГИБДД начнет с 1 июля 2012 года. Между тем, стоимость оборудования и установки «ГЛОНАСС», составляет порядка 15 тысяч рублей! Где на все эти новшества набрать денег простому таксисту?

Помимо федеральных законов, существует еще и областной закон за номером 25, в котором также прописано несколько интересных мер возможного регулирования работы такси. Например, как вам такой пункт:
Статья №26. «Тарифы на перевозки»

Тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным, в том числе такси, городским наземным электрическим, внутренним водным (речным), железнодорожным (в пригородном сообщении), воздушным транспортом общего пользования устанавливаются нормативными правовыми актами Ивановской области.

Почему – то цены на топливо власть регулировать не хочет, а на такси хочет?

И самое интересное в сложившейся ситуации то, что большинство легальных таксистов или таксистов, желающих таковыми быть – за закон, но закон разумный, разработанный и принятый при участии специалистов этой сферы – не только владельцев крупных таксопарков, но и руководителей диспетчерских служб и представителей общественных и профсоюзных организаций.

Резюмируя все выше сказанное, зададим сами себе вопрос: кому нужны такие законы? Кому и в чем это может быть выгодно? Пассажирам? Вряд ли. Таксистам? Опять холодно. Власти? Власть может потерять огромную прибыль в бюджеты всех уровней в виде потенциально возможных налогов. По оценкам экспертов в одной только Москве доходность бизнеса такси превышает один миллиард долларов в год (годовой бюджет приличных размеров города)! Может закон был принят на скорую руку или просто без учета всех возможных последствий и в надежде, что и так сойдет? Возможно, но тогда его необходимо срочно дорабатывать, пока не стало слишком поздно…

Так чего же хотят таксисты? Вот лишь некоторые требования Межрегионального профсоюза «ТАКСИСТ»:

• Приостановить вступление в силу статей 3 и 9 Федерального закона №69 от 21.04.2011г. с целью внесения необходимых изменений и дополнений.
• Разграничить законодательство, связанное с деятельностью такси в части требований закона и возможной ответственности за последствия данной деятельности по принципу: юридические лица – отдельно, частные предприниматели – отдельно, исходя из реальных возможностей обеих категорий.
• Отменить следующие пункты закона: а) квотирование, б) установку таксометров, в) изменения цвета авто частных предпринимателей, г) ежедневный предрейсовый техосмотр для частных предпринимателей, либо ввести норму прохождения ежегодного технического осмотра для автомобилей такси раз в год.
• Отложить на 2 года введение обязательной установки системы «ГЛОНАСС» на автомобили легковых таксомоторов.
• Внести дополнения в статью 9 пункт 2 Федерального закона №69 в виде внесения дополнительных форм владения транспортом таких как: на основании генеральной доверенности, на основании договора аренды, на основании кредитного договора, при условии выполнения всех его пунктов.
• Выдавать разрешение на право перевозки пассажиров легковым такси не на автомобиль, а конкретному водителю, закрепив ответственность за соблюдение законодательства за конкретным человеком. При этом ввести обязательную аттестацию водителей специально созданными комиссиями из состава преподавателей на базе существующих учебных комбинатов. При прохождении подобной аттестации ввести такие обязательные экзамены, как: 1) выявление базовых навыков ремонта собственного автомобиля; 2) разработать и внедрить дополнительные тесты по вождению автомобиля; 3) знание адресов и улиц родного города. С целью предотвращения коррупции на местах, а так же в качестве специалистов этой сферы, привлекать к участию в аттестационных комиссиях представителей общественных организаций и профсоюзных объединений работников этой сферы.

• Привлекать к непосредственному участию в разработке соответствующих законотворческих и нормативно–правовых документов, касающихся сферы таксомоторных перевозок, всех заинтересованных участников бизнеса: представителей таксопарков и диспетчерских служб такси, представителей общественных организаций и профсоюзных объединений, работников этой сферы.
• Разработать и претворить в жизнь систему льготного автокредитования для участников бизнеса такси с целью обновления существующего парка такси (например, по принципу действующей государственной программы поддержки отечественного автопрома).
• Законодательно закрепить право участия общественных и профсоюзных организаций, при разрешении возможных спорных ситуаций при выдаче разрешения на право пассажирских перевозок легковым такси.
• На законодательном уровне закрепить права водителей такси, направленные на обеспечение собственной безопасности и безопасности пассажиров во время поездки.
• Разработать и ввести единый вид разрешения на работу в такси, действующий на территории всей Российской Федерации. Исключение может составлять лишь город Москва.
Может быть, пока есть время, объединимся в защите своих прав?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *