Коррумпированные чиновники отдали контроль за резервами и госдолгом финансовой олигархии Уолл-Стрит и Старого Света

Буквально на днях произошло очередное знаковое событие, которое нагляднее любой критики в адрес действующих экономических властей говорит об откровенно провальном характере проводимой в стране финансово-экономической политике и тех бенефициарах, в чьих интересах на протяжении последних 20 лет функционирует система государственной власти.

В середине августа 2012г. в целый ряд крупных информационных агентств, печатных изданий и электронных СМИ просочилась информация относительно того, что правительство собирается внести очередные изменения в и без того крайне запутанную и непрозрачную систему исполнительной власти. Судя по имеющейся информации, первыми лицами государства всерьёз прорабатывается вопрос о создании нового финансового суперведомства, которое будет отвечать за управление государственными финансами.

Речь идёт о создании Российского финансового агентства, которому, согласно активно циркулирующей в целом ряде крупных информационных агентств и печатных изданий информации, планируется передать функции и полномочия по управлению всеми международными резервами Минфина и Правительства России (речь идёт о средствах Резервного Фонда и Фонда Национального Благосостояния), а также нераспределённым остатком средств Минфина на счетах в Банке России и коммерческих банках.

Напомним, что размер Резервного Фонда за период с начала 2012г. подскочил более чем в 2,5 раза и достиг отметки в 1,92 трлн. рублей, тогда как объём средств Фонда национального благосостояния достигает 2,74 трлн. рублей.

Более того, помимо контроля за порядком формирования структуры (валютной, временной, страновой и т.д.) и управлением государственными валютными резервами по совершенно неведомой причине этому же ведомству планируется передать полномочия по управлению государственным долгом России.

Причём до сих пор совершенно непонятно, идёт ли речь исключительно об управлении финансовыми обязательствами России (т.е. подлежащими уплате долговыми обязательствами и кредитами иностранным кредиторам и номинированными в иностранной валюте займами), или это очередное суперведомство получит право по своему собственному усмотрению также распоряжаться финансовыми активами правительства. Другими словами, будет иметь возможность самостоятельно решать, кому, когда и на каких условиях предоставлять новые займы и списывать ранее выданные долги.

В подавляющем большинстве экономически развитых стран и динамично развивающихся «азиатских тиграх», где с коррупцией «борются» не только на словах и не только в предвыборный период, функции по управлению золотовалютными резервами и государственным долгом строго разграничены в силу принципиального отличия характера этих операций и недопущения возможности возникновения конфликта интересов, когда ошибочные действия властей при размещении валютных резервов и убытки от обесценения вложений в долговые бумаги иностранных заёмщиков покрываются за счёт предоставления новых займов терпящим крах должникам.

Коррупциогенность государственных финансов

Более того, независимые экономисты и финансовые эксперты прекрасно знают тот факт, что управление государственным долгом (включая вопросы предоставления и списания долгов «нужным» заёмщикам за неформальное коррупционное вознаграждение) и валютными резервами (включая принципы управления их структурой) традиционно относятся к крайне коррупциогенной и непрозрачной сфере государственных финансов.

Не случайно уже многие годы управление государственным долгом и валютными резервами в подавляющем большинстве экономически развитых стран (США, ЕС, Япония, Канада, Южная Корея), а также в странах, претендующих на самостоятельную роль в мировой экономике и политике (Китай, Малайзия, Индия и т.д.), а не на статус сырьевой колонии и рынка сбыта для транснациональных корпораций, относится к числу наиболее скрытых, засекреченных, тщательно охраняемых и жёстко контролируемых областей государственных финансов.

Принятие решений по вопросам реструктуризации, пролонгации сроков погашения, а также частичного или полного списания долгов заёмщика зачастую сопровождается неформальными переговорами между сторонами и существенными откатами, достигающими в ряде случаев 25-40% от списываемой или реструктурируемой суммы средств.

Аналогичным образом принимаются решения о предоставлении новых займов тем или иным суверенным заёмщикам – как правило, параметры сделки и условия предоставления кредитных ресурсов в значительной степени определяются не только и не столько финансовой устойчивостью и кредитоспособностью потенциального заёмщика, сколько его способностью осуществить откат и провести финансовую трансакцию через заранее оговоренных посредников. До сих пор свежи в памяти громкие скандалы с высокопоставленными чиновниками Минфина (в том числе дело Сторчака), которые занимались незаконным списанием и продажей долгов слаборазвитых стран и проведением финансовых трансакций через аффилированные с ними коммерческие структуры.

Во многом этот процесс напоминает типичную процедуру получения кредитных ресурсов частным заёмщиком-предприятием в коммерческом банке – при средней ставке кредитования малого и среднего бизнеса в 18-25% (что превышает среднюю норму рентабельности в экономике, обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве в 2,5-3 раза) порядка 1,5-2% составляет средняя норма отката вице-президенту или председателю кредитного комитета.

Единственное отличие состоит в том, что масштабы операций и коррупционных прибылей отличаются на порядок – по экспертным оценкам, при среднегодовой величине золотовалютных резервов в 510-520 млрд. долл. неофициальный откат высокопоставленным чиновникам Банка России и правительства со стороны крупных иностранных государств достигает нескольких миллиардов долларов ежегодно. Не случайно, оккупировавшие 20 лет назад и до сих пор удерживающие контроль над всей валютно-финансовой и экономической политикой страны идейные последователи Гайдара, Чубайса и прочих либеральных фундаменталистов в правительстве, администраций президента и Банке России с таким завидным постоянством приглашаются для выступлений в иностранные университеты и удостаиваются высоких премий на Западе.

И можно было бы поверить в то, что все эти оценки и критика в отношении российских высокопоставленных чиновников является всего лишь попыткой очернить российскую правящую власть со стороны оппозиции или свести всё к проискам иностранных спецслужб и Госдепа, если бы не колоссальные масштабы коррупции, воровства, хищения бюджетных средств и теневого сектора экономики.

Лично президент Путин вынужден был признать, что коррупция стала «системной», главный военный прокурор оценивает её масштабы как «астрономические», а Счётная Палата и МВД по итогам 2011г. зафиксировали 3-4 кратный скачок нецелевого использования бюджетных средств (до 750 млрд. рублей) и среднего размера взятки (до 250 тыс. рублей). И это при том, что никто из высокопоставленных чиновников из аппарата правительства, администрации президента, руководства Банка России и многочисленных служб по борьбе с коррупцией и хищением бюджетных средств не потерял занимаемых постов и вообще не несёт никакой ответственности за коррупционный беспредел.

А ведь масштабы бедствия действительно впечатляют – только по официальным данным Банка России на протяжении 2007—2011гг. ежегодные официально учтённые масштабы незаконного вывоза капитала варьируются в диапазоне 30-40 млрд. долл. (10-12% федерального бюджета), вывоз криминальных активов составляет порядка 250-350 млрд. рублей (в 2 раза превышает расходы на сельское хозяйство и сопоставим с финансированием находящегося в аварийном состоянии ЖКХ), оборот рынка легализации преступных доходов превышает 3 трлн. рублей. Одновременно с этим, по данным главы Национального Антикоррупционного Комитета Кирилла Кабанова, размер рынка откатов и хищения бюджетных средств на всех уровнях достигает 250-300 млрд. долл., что эквивалентно совокупному бюджету России в 2011г. или 18% ВВП.

Дублирование функций

Возвращаясь к вопросу об очередной крайне спорной инициативе российских властей по созданию финансового суперведомства, уже сейчас можно смело говорить о том, что речь идёт о формировании очередной практически никому неподконтрольной государственной корпорации, которая целиком и полностью дублирует функции Банка России, Министерства Финансов и Правительства РФ. При этом по какой-то совершенно неведомой причине под её контроль планируется передать не только управление валютными резервами, но также государственным долгом, что порождает открытый конфликт интересов и концентрирует в руках одного ведомства контроль сразу за двумя стратегически значимыми и одновременно крайне коррупциогенными и непрозрачными с финансовой точки зрения областями государственных финансов.

Судя по всему, российские чиновники, критически значимая часть которых воспринимает государственную службу как источник личного обогащения и незаконного разворовывания бюджета, пытаясь снять с себя ответственность за откровенно провальное управление валютными резервами России, решили просто снять с себя ответственность за счёт создания очередной правительственной структуры, которая будет дублировать функции сразу нескольких государственных ведомств. Это очень напоминает попытку накинуть тень на плетень и максимально запутать структуру управления государственными финансами.

Если раньше хотя бы теоретически за низкое качество управления валютными резервами (отрицательная доходность на фоне издержек по управлению и даже официальной инфляции) можно было ругать Банк России и критиковать Минфин, который размещает свои средства на его счетах, то теперь появляется очередное ведомство, которое в своей деятельности будет руководствоваться рекомендациями и Банка России, и Минфина. При этом становится совершенно непонятно, каким образом деятельность нового суперведомства будет согласовываться с действующим законодательством, согласно которому Банк России является уполномоченным агентом по управлению как своими валютными резервами (формируемыми за счёт покупки иностранной валюты на рынке), так и валютными резервами Минфина и Правительства РФ.

Ещё больше недоумения вызывает тот факт, что если за принципы управления золотовалютными резервами (включая вопрос формирования валютной, страновой и временной структуры резервов) формально отвечал Банк России, то управление государственным долгом традиционно относилось к компетенции Минфина. И каким образом новое финансовое суперведомство будет согласовывать свою политику сразу с двумя органами государственной власти (абстрагируясь от того факта, что Банк России вообще не является государственным органом), непонятно до сих пор.

А самое главное, совершенно непонятно, с какой целью нужно было создавать новую государственную структуру с крайне размытым статусом и наделять её столь большими полномочиями, если для повышения эффективности управления золотовалютными резервами России требовалось всего лишь на правительственном и президентском уровне внести изменения в ежегодную Денежную программу и прочие документы Банка России, определяющие суть и вектор проводимой денежно-кредитной политики.

Для этого у нынешних властей есть все инструменты – именно президент через контролируемый им Парламент и Совет Федерации может сменить всё нынешнее руководство Банка России и кардинальным образом обновить кадровый состав правления и совета директоров Банка России.

Более того, не требуются даже столь суровые меры, связанные с чисткой рядов российского Центробанка. Достаточно просто дать прямую директиву Национальному Банковскому Совету по изменению подходов к денежно-кредитной политике, чтобы кардинальным образом повысить эффективность управления международными резервами, изменить валютную и страновую структуру ЗВР, а также отвязать эмиссию рубля от притока иностранной валюты (нефтедолларов, иностранных кредитов и спекулятивного капитала) и перейти к активному рефинансированию отечественной банковской системы и кредитованию экономики.

Россия ежегодно теряет от 50 до 100 млрд. долл. от денежно-кредитной политики Банка России

Безусловно, уже давно назрела острая необходимость внесения серьёзных изменений в принципы как реализуемой в целом денежно-кредитной политики, так и управления золотовалютными резервами. Складывается парадоксальная ситуация, при которой российские власти сначала изымают из экономики и финансовой системы нефтедоллары и вывозят из за рубеж, кредитуя бюджетные дефициты стратегических конкурентов в США и ЕС под 1,5-2%. А затем обескровленная российская экономика, а также находящиеся в состоянии острой нехватки доступных кредитных ресурсов обрабатывающая промышленность и банковская система вынуждены выходить на международные рынки капитала и занимать предварительно выведенные туда российские ЗВР, прокрученные в финансовых и бюджетных системах США и ЕС, под среднюю ставку в 7-10% годовых.

Неудивительно, что за период с 2000г. по настоящее время наблюдается синхронный и практически полностью коррелирующий друг с другом прирост внешнего корпоративного долга и золотовалютных резервов Минфина и Банка России – с 20 до 500 млрд. долл. Только на одной этой операции за счёт так называемых «процентных ножниц» (или дифференциала процентных ставок по операциям кредитования и привлечения заимствований) ежегодные чистые потери российской экономики превышают 45-50 млрд. долл. С учётом эффекта инвестиционного и научно-технического мультипликатора чистые потери составляют не менее 80-100 млрд. долл. — 30% федерального бюджета или 6% ВВП.

Неудивительно, что именно такую величину чистых инвестиционных потерь по счёту баланса инвестиционных доходов по итогам 2011г. фиксируют официальные данные Банка России публикуемые им на постоянной основе в платёжном балансе. Так, только по итогам 2011г. совокупные чистые потери российской экономики по счёту инвестиционных доходов превысили 50 млрд. долл., что эквивалентно 15% федерального бюджета России в 2011г и превышает суммарные расходы правительства на науку и образование (550 млрд. рублей), здравоохранение (499 млрд.), ремонт аварийного ЖКХ (285 млрд.), культуру (85 млрд.) и спорт (45 млрд.).

На протяжении многих лет к специфике проводимой денежно-кредитной политики, откровенно противоречащей интересам развития отечественной экономики, возрождения наукоёмких отраслей и повышения устойчивости финансовой системы, привлекали внимание лучшие отечественные экономисты, среди которых особенно выделяются академики Д.Львов, Н.Петраков, С.Глазьев, а также В.Катасонов, М.Ершов, Ю.Болдырев, М.Делягин, М.Мусин, М.Хазин, С.Губанов, В.Бурлачков, В.Ткачёв и другие.

Однако создаваемые чуть ли не ежемесячно разного рода правительственные комиссии и президентские советы, в которых заседают либо коррумпированные чиновники, либо откровенные приверженцы антинаучной концепции либерального фундаментализма и монетаризма, в лучших традициях 90-х годов продолжают рассуждать о необходимости привлечения иностранных инвестиций, прелестях интеграции в мировую экономику и о необходимости оказать поддержку США и ЕС. При этом никто ни слова не говорит о том, что Россия уже успела интегрироваться в мировую экономику на правах «банановой республики», превратившись в сырьевую колонию и рынок сбыта для продукции транснациональных корпораций.

Во главе стратегической области государственных финансов – нерезидент, гражданин страны-члена НАТО и проводник интересов европейской финансовой олигархии

Однако даже если предположить, что все огрехи и просчёты руководства Банка России в 1998, 2004 и 2008—2011гг. являются всего лишь недоразумением, а низкое качество управления валютными резервами является вымыслом оппозиционных экономистов, жаждущих реванша красных коммунистов и плодом бурной фантазии даже нынешней крайне политкорректной Счётной Палаты (которая буквально в начале лета 2012г. провела очередную ревизию эффективности управления ЗВР со стороны Банка России и оценила результаты деятельности Центробанка РФ как «неудовлитворительные»), то в затее с созданием нового финансового суперведомства есть один элемент, который не удаётся объяснить вообще ни с каких позиций – ни здравого смысла, ни обеспечения национальных интересов, ни повышения эффективности системы государтсвенных финансов.

Одновременно с появлением информации о скором создании Российского финансового агентства в ряд крупных электронных и печатных СМИ (в том числе в принадлежащие государству информационные агентства) просочилась информация о том, что на пост руководителя создаваемого финансового суперведомства, ответственного сразу за несколько стратегически значимых направлений государственных финансов, планируется пригласить скандально известного экс-главу Дёйтче Банка Йозефа Аккермана. И этот факт вызывает гораздо больше вопросов и недоумения, чем даже само по себе создание очередной никому ненужной государственной структуры, в функционирование которой изначально заложен конфликт интересов.

Во-первых, если общая информация о составе валютных резервов и динамике государственного долга, по большому счёту, находится в открытом доступе и не является объектом государственной тайны, то даже более-менее подробная информация относительно валютной, страновой и временной структуре резервов, а также тех инструментах, в которых размещаются эти самые резервы, уже относится к объекту государственной тайны.

Это не говоря о вопросах управления валютными резервами страны — формирование структуры международных резервов России, выбор валют и инструментов для размещения временно свободных средств Минфина и Правительства России, принятие решений о внесении изменений в существующую структуру ЗВР, сопровождаемое приобретением и продажей тех или иных финансовых активов, безусловно, относится к стратегически значимой области государственных финансов, сопряжено с обеспечением национальной безопасности страны и должно охраняться государственной тайной.

Это становится очевидно, если отдавать себе отчёт в том, что принятие решений относительно внесения изменений в структуру валютных резервов неизбежным образом сопровождается продажей одних финансовых инструментов и приобретением других инструментов. Другими словами, внося изменения в валютную структуру ЗВР, правительство решает, какой стране, на каких условиях и по какой причине оно готово предоставить кредит и оказать финансовую поддержку (в случае, если речь идёт о приобретении государственных облигаций), а какой стране и чьей финансовой системе оно готово отказать в этой помощи. А это уже выходит за рамки национальной финансовой системы и достигает качественно более высокого уровня геоэкономики и геополитики.

Принимая во внимание, что Россия обладает крупнейшими после Китая (3,35 трлн. долл.), Японии (1,3 трлн.) и США (545 млрд.) в мире золотовалютными резервами (свыше 510 млрд. долл. по состоянию на середину августа 2012г.), то становится очевидно, что многие представители международного финансового капитала и политические элиты экономически развитых стран (прежде всего США и ЕС) готовы сделать многое для того, чтобы получить возможность повлиять на процесс принятия решений относительно управления российскими ЗВР.

Нужно прекрасно отдавать себе отчёт в том, что в условиях нарастания глобальной конкуренции за доступ к природным ресурсам, рынкам сбыта и финансовым источникам обеспечение контроля за информацией и сохранение возможности проводить суверенную и независимую финансово-экономическую политику (в том числе в вопросах управления валютными резервами и государственным долгом) в интересах отечественного капитала и собственного населения становится критически значимым фактором поддержания конкурентоспособности страны на мировой арене.

Особенно актуальным вопрос о проведении самостоятельной денежно-кредитной, налогово-бюджетной, валютно-финансовой, научно-технической и промышленной политики становится в условиях ускоряющегося скатывания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии. Как показал опыт кризисного 2008г., а также предыдущих финансово-экономических кризисов, именно в периоды повышенной турбулентности на финансовых рынках, сжатия платёжеспособного спроса и усиления страновых конфликтов наблюдается резкое обострение борьбы за доступ к финансовым, природным, интеллектуальным и производственным ресурсам третьих стран.

Финансовое суперведомство на службе интересов финансовых элит США и Европы

Совершенно очевидно, что какими бы замечательными способностями, уровнем профессионализма, личными качествами и опытом работы не обладал господин Аккерман, он в силу объективных причин не может и не должен возглавить новое финансовое суперведомство. Ни при каких обстоятельствах нельзя назначать нерезидента России и гражданина Германии, всю жизнь проработавшего в европейской финансовой системе в интересах крупного финансового капитала Старого Света, на управление всеми валютными резервами Банка России и Минфина, а также государственным долгом России.

Сложно представить себе ситуацию, чтобы в любой (и не только экономически развитой стране), в которой у власти находится дееспособное руководство, работающее с целью преумножения национального богатства в интересах собственного населения и отечественного капитала, у руля критически значимой сферы государственных финансов стоял нерезидент. И более того, гражданин страны, входящей в крайне агрессивный военно-политический блок, рассматриваемый в качестве потенциального агрессора, и проработавший большую часть сознательной жизни в интересах крупного финансового капитала другой страны.

Неудивительно, что ни в США, ни в ЕС, ни в Японии, ни в Китае, ни в Индии, ни в Малайзии, ни в любых других странах, претендующих на самостоятельную роль в мировой экономике и политике, нельзя обнаружить нерезидента во главе ведомства, отвечающего за управление валютными резервами и государственным долгом. По той простой причине, что это создаёт колоссальные риски для государственной безопасности страны, ставит под угрозу её финансово-экономический суверенитет и всю систему государственных финансов, что является непозволительной роскошью в условиях усиления глобальной конкуренции и нарастания кризисных явлений в мировой экономике и международной валютно-финансовой системе.

Как уже было сказано ранее, вопросы управления валютными резервами и государственным долгом страны относятся к стратегически значимой области государственных финансов и напрямую с вязаны с обеспечением национальной безопасности и поддержанием суверенитета государства. В этой связи доступом к подобного рода информации, не говоря уже о возможности принимать решения и влиять на политику государства в области управления международными резервами и государственным долгом, должны обладать исключительно высокопоставленные чиновники правительства и Банка России, являющиеся резидентами России и находящиеся под контролем спецслужб и контролирующих органов – начиная от Главного контрольного управления президента и заканчивая Счётной Палатой.

Совершенно непонятно, по какой причине российские чиновники искренне верят в то, что экс-глава одного из крупнейших банков в Германии, который успел стать фигурантом целого ряда громких корпоративных и коррупционных скандалов и практически наверняка успел собрать на себя целую кучу компромата, которой хватит, чтобы влиять на принимаемые им решения даже в случае его искреннего желания служить интересам России (что крайне мало вероятно), будет управлять валютными резервами и государственным долгом России в интересах российской экономики, отечественной финансовой системы и рядовых граждан, а не в интересах финансово-политических элит Старого Света и США.

Коррумпированные чиновники спасают стратегических конкурентов России

Даже если предположить, что Йозеф Аккерман кристально чист, не обладает никакими порочащими его связями и не совершал поступков, которые могли бы использовать спецслужбы США, ЕС и прочих стратегических конкурентов России в целях направления принимаемых им решений в нужное для этих стран русло, то даже в этом случае далеко не факт, что при принятии решений по управлению валютными резервами и государственным долгом он будет руководствоваться государственными интересами России. Весьма вероятно, что как гражданин Германии он будет пытаться своими действиями и поступками стремиться помочь Германии и Еврозоне в разрешении долгового кризиса за счёт кармана российских налогоплательщиков.

В таком случае не стоит удивляться, что в последнее время российские экономические власти всё активнее заявляют о необходимости «более глубокой интеграции России в мировую экономику», а также своей готовности оказать поддержку находящейся на грани развала Еврозоне. Судя по всему, европейские финансово-политические элиты в очередной раз пытаются разрешить свои внутренние финансово-экономические проблемы и выйти из кризиса благодаря России и за счёт кармана рядовых российских граждан.

И если рассматривать циркулирующие в СМИ заявления о назначении Аккермана на пост председателя совета директоров Российской финансовой корпорации именно с этой точки зрения, то возникает устойчивое впечатление, что российские коррумпированные чиновники, хранящие свои незаконно заработанные прибыли и активы в фешенебельных странах (США, Евросоюз и т.д.), создают очередное суперведомство в виде акционерного общества (выводя его из под контроля надзорных органов и наделяя его сверх полномочиями по управлению валютными резервами и госдолгом) именно с целью спасения стратегических конкурентов России.

А точнее с целью спасения своих коррупционных прибылей и прочих незаконным образом приобретённых активов на территории экономически развитых стран. Необходимо отдавать себе отчёт, что за 20 лет построения в России «рыночной экономики» (сведшейся к разграблению государственного имущества, разворовыванию бюджета, погрому промышленности и уничтожению социальной сферы) только по самым скромным оценкам российскими сырьевыми олигархами и коррумпированными чиновниками всех мастей законным и незаконным образом было вывезено 1-1,5 трлн. долларов (с учётом упущенных прибылей, а также инвестиционно-производственного мультипликатора потери для экономики достигают 3-4 трлн. долл.).

И в этой ситуации было бы крайне наивно полагать, что финансово-политические элиты и спецслужбы США, ЕС и прочих экономически развитых стран, рассматривающие Россию как трофейное пространство и сырьевую колонию, не имеют возможности манипулировать действиями российских высокопоставленных чиновников в целях обеспечения коммерческих интересов глобального управляющего класса – международных банков, транснациональных корпораций и политических элит Запада.

Именно с целью создания наиболее благоприятных правовых и институциональных условий для финансово-экономической колонизации России и превращения РФ в сырьевую колонию и рынок сбыта для продукции глобальных корпораций, насколько можно судить, нынешними властями предпринималось большинство значимых решений в области социально-экономической политики.

Начиная от откровенно людоедской монетизации льгот и приватизации бюджетной сферы (поправки в ФЗ-83, разрушительная «реформа» ЖКХ, здравоохранения, образования и пенсионной системы) и заканчивая списанием более 35 млрд. долл. слаборазвитым странам и втягиванием России на Титаник ВТО на заведомо кабальных и противоречащих государственным интересам России условиях.

Российские чиновники отдали стратегически важную отрасль государственных финансов в руки международной финансовой олигархии

В этом плане инициатива с созданием частного акционерного общества, которому правительство намерено передать контроль за стратегически важной областью государственных финансов (управлением золотовалютными резервами страны и всей публично обращаемой на финансовом рынке государственного долга) и во главе которого должен встать представитель финансовой олигархии Старого Света, лишний раз убедительно показывает, что критически значимая часть российских чиновников служит своим заокеанским счетам и хозяевам в фешенебельных странах, а не интересам России, отечественной экономике и населению.

Если закон о создании госкорпорации Сибири и Дальнего Востока, по сути дела, ознаменовал вывод практически половины страны и подавляющей части природных ресурсов России не только из единого правового и законодательного поля, но и из под контроля правительства, то создание Российского финансового агентства (частной акционерной компании, пускай и принадлежащей на первых порах государству — никто и ничто не мешает провести её приватизацию, как это было сделано в отношении Роснано и ряда других аналогичных госкорпораций), ознаменовало передачу контроля над валютными резервами и госдолгом страны из рук правительства в руки спекулянтов и «эффективных менеджеров».

Принимая во внимание приверженность российских властей планам приватизации стратегических объектов и секторов экономики в пользу иностранного капитала (включая банковский сектор, нефтегазовый комплекс, добычу редкоземельных металлов, приборостроение, авиакосмическую отрасль и т.д.) вполне вероятно, что транзитом через руки российских чиновников контроль за стратегически значимым сектором государственных финансов перейдёт в руки транснациональных банков и международных банков.

Неудивительно, что в последние месяцы в среде приближенных к власти экономистов в очередной раз активизировались разговоры о необходимости повышения эффективности управления валютными резервами, ради чего предлагается расширить список допустимых для инвестирования финансовых инструментов вплоть до возможности вложения валютных резервов в корпоративные ценные бумаги – акции, облигации, векселя и даже производные финансовые инструменты. В частности именно к этому в середине августа призвал замминистра финансов Сергей Сторчак, скандально известный своими крайне сомнительными действиями по списанию государственной задолженности слаборазвитых стран.

Напомним, что под сурдинку об «интеграции в мировое сообщество» и «содействие международному развитию» только за период с начала 2000г. российские власти, неустанно твердящие о нехватке средств в бюджете и «необходимости жить по средствам», по неведомой причине простили слаборазвитым странам задолженность в размере 76 млрд.

В 2000г. Вьетнаму и Эфиопии правительство «списало» 10 и 4 млрд. долл. соответственно, в 2003г. Лаосу и Монголии – 700 млн. и 11 млрд. долл., в 2005г. Сирии и Эфиопии – 10 и 1 млрд. долл., в 2006г. Алжиру – 4,7 млрд. долл., в 2007г. Афганистану – 11 млрд. долл., в 2008г. Ливии – 4,5 млрд. долл., в 2009г. Ираку – в 8 млрд. долл. И, наконец, буквально сразу же после первой волны кризиса в интересах продвижения позиций российских сырьевых монополий (Газпрома, металлургов, нефтяников и прочего «национального достояния») Кремль списал 11 млрд. долл. долговой задолженности Ираку.

И это при том, что реальный уровень безработицы в России с учётом простоев и неполной занятости превышает отметку в 20%, 60% населения только по официальным данным Росстата имеют ежемесячные доходы ниже 15 тыс. рублей, базовая инфраструктуры находится в аварийном состоянии, а российские банки и корпорации из-за перманентной нехватки доступных кредитов были вынуждены нарастить размер внешних займов с 23 до 520 млрд. долл. за период 2000—2011г.

Судя по всему, в условиях нарастания глобальной конкуренции за доступ к природным и финансовым ресурсам по мере скатывания мировой экономики в новую ещё более разрушительную фазу рецессии международная финансовая олигархия предприняла очередную попытку получить доступ к колоссальным по своим объёмам золотовалютным резервам России.

Помимо первоочередной цели элементарного выживания и спасения Еврозоны за счёт продажи неликвидных активов и невозвратных долгов европейской периферии крупный финансовый капитал, судя по всему, намеревается обеспечить себе возможность продать высокорискованные активы (в том числе акции и облигации крупных корпораций и международных банков) по максимально возможным ценам прямо накануне очередного масштабного обвала, что позволит без убытков вывести капитал с фондовых и долговых рынков.

Эта ситуация очень сильно напоминает действия российских коррумпированных властей (критически значимая часть которых как служила, так и продолжает служить не национальным интересам России и его населения, а своим оффшорным счетам в фешенебельных странах) в 1998г. и 2008г., когда финансовые ресурсы государства были брошены на обеспечение безболезненного вывода капитала с разрушающейся пирамиды ГКО-ОФЗ (1998г.), а также валютного и фондового рынков (2008г.).

И тот факт, что председателем совета директоров Российского финансового агентства, которому и поручено управлять международными резервами правительства с высокой долей вероятности станет бывший глава Deutche Bank (одного из крупнейших банков в мире), говорит о том, что наднациональные элиты Старого Света рассматривают Россию в качестве финансового резервуара, за счёт которого можно не только избавиться от априори неоплатных долгов стран PIIGS, но и получить прибыль благодаря финансовым спекуляциям с валютными резервами России.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о масштабе средств, который планируется передать под контроль вновь создаваемого финансового суперведомства. По состоянию на середину августа 2012г. размер Резервного фонда превышал 1,9 трлн. рублей, Фонда национального благосостояния – 2,8 трлн. рублей, внутреннего госдолга – 4,4 трлн. рублей, а внешний долг превышал 41,6 млрд. долл.

Другими словами, под управление Российского финансового агентства, создаваемого в виде обыкновенного планируется передать активы в размере свыше 10,4 трлн. рублей, что эквивалентно 19% ВВП России и превосходит годовой бюджет федерального правительства в 2011г.

Принимая во внимание размер средств, который планируется сосредоточить в руках не то что отдельного взятого государственного ведомства, но частной акционерной компании под руководством представителя финансовой олигархии Старого Света, логично предположить, что наднациональные финансово-политические элиты США и ЕС имеют свои собственные планы относительно российских валютных резервов и долгов в период неизбежного и усиливающегося скатывания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии.

Российские же чиновники, приверженные доктрине ультралиберальной экономической политики и всеми правдами и неправдами стремящиеся легитимизировать свои незаконно приобретённые активы, за предоставление возможности транснациональному капиталу управлять и спекулировать валютными резервами России, судя по всему, получат свой процент и временную неприкосновенность своих активов.

Другое дело, что как показал опыт Египта, Сирии, Ливии, Туниса и других африканских стран, западные элиты и спецслужбы рассматривают активы коррумпированных правителей и чиновников в качестве трофейного достояния и при первой возможности сделают всё, чтобы наложить арест и изъять эти активы в интересах своей финансовой системы.

И до тех пор, пока чиновники в качестве источника легитимности своей власти и активов рассматривают иностранные государства (являющиеся в силу объективных экономических причин стратегическими конкурентами России в условиях нарастания глобальной конкуренции за доступ к сырью, финансовым ресурсам и рынкам сбыта), они неизменно будут являться объектом ненависти и отторжения со стороны своего народа и объектом агрессии со стороны финансово-политических элит других стран.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *