Демотиваторы, как жанр русского фольклора

Демотиваторы, как пожар, распространяются по российскому интернету. Общее число этих «картинок с подписями» на сайте demotivators.ru, куда может зайти любой пользователь Сети и создать собственный шедевр, давно перевалило за миллион.

Можно сказать, что на наших глазах рождается — а вернее, уже родился — новый жанр современного русского фольклора. Потому что создают его, конечно, совершенно конкретные люди, однако они, по условиям жанра, остаются анонимными, как и полагается в любом народном творчестве. Потому что подписи под «картинками» делаются на русском языке и уже по этому факту относятся именно к русской культуре — даже в случае перевода зарубежного «оригинала» на русский язык (такие варианты тоже встречаются, хотя и нечасто).

     Если рассматривать демотиваторы как жанр фольклора, а еще точнее — интернет-фольклора, то необходимо отметить прежде всего следующие особенности.

Первая и, наверное, самая главная из них — обязательное сочетание графической и лексической информации, что в каком-то смысле делает их ближайшими родственниками — не удивляйтесь! — православной иконы, где изображение всегда сопровождается поясняющей надписью. Только если на иконах обе составляющих, как правило, относятся к категории возвышенного, то в демотиваторах безусловно преобладает комическое. Цель демотиватора — вызвать если не смех, то улыбку. Нередко и этот смех, и эта улыбка оказываются весьма горькими.

     Но таковы законы жанра — демотиваторы строятся на парадоксе, на контрапункте между изображенным и написанным. Этот контрапункт может достигаться самыми разными способами: противопоставлением части и целого (см. представленный ниже образец с надписью «Суть истинного демотиватора в мелких деталях», где на фотографии улыбающегося туриста, забравшегося высоко-высоко, проставлена дата 11 сентября 2001 года и виден подлетающий самолет); метафорическим переносом значений (см. образец с «расхожей» обыденной фразой «Главное — не стесняться своих комплексов», где в качестве «комплекса» выступает вполне конкретный образец военной техники) и так далее — используется полный спектр художественных приёмов, характерных для изобразительного и словесного искусства, вплоть до символов (изображение «Летучего голландца» с надписью «Иногда корабль перестаёт тонуть, как только его покидают крысы», где невольно представляешь себе трагическую будущую Россию в роли всемирного «Летучего голландца»).

  Как следует из официальной истории жанра, вначале он представлял собой реакцию на корпоративные и государственные «мотиваторы» — проще говоря, «наглядную агитацию», призывающую строить лучшую и более правильную жизнь (что бы под этим ни подразумевалось). Разумеется, реакция эта вначале была сугубо пародийной и отрицающей официальный оптимизм — первоначально демотиваторы должны были (предположительно) вызывать настроения грусти, уныния и отчаяния. Однако очень быстро выяснилось, что при их созерцании у большинства людей возникает специфическое состояние, именуемое, как правило, когнитивным диссонансом и представляющее собой столкновение взаимоотрицающих смыслов. По всем законам эстетики, выходом из такого «конфликта смыслов» может быть отрицание либо одного из них и принятие другого, либо отрицание и того, и другого с выходом на новый уровень понимания ситуации.

     Например, представленный ниже демотиватор «Нефтяники едут домой» именует погибших в Ираке американских солдат (конечно, реальная трагедия для них самих и их близких) не солдатами, а нефтяниками, раскрывая тем самым истинные причины и мотивы вторжения США в эту арабскую страну, богатую «черным золотом».

То, что демотиваторы превратились в отдельный и самостоятельный жанр фольклора, лишний раз подчеркивает тот факт, что некоторые из них начинают выполнять и функции мотиваторов — например, демотиватор «Всё правильно сделал», фактически пропагандирующий повышение рождаемости (весьма актуальную проблему для современной России)… 
     Разумеется, в объёме газетной полосы можно представить лишь какую-то часть необходимой информации. Поэтому «верьте нам».

Это демотиваторы. А чего добились вы?

Владимир Винников

Демотиваторы, как жанр русского фольклора: 1 комментарий

  1. », поскольку тема традиционно относится в России к большой политике, которая в привычную сферу ведения Министерства культуры никак не вписывается. Анализируя этот и другие факты, издание характеризовало Мединского как чиновника, стремящегося привлечь к себе и своей деятельности максимальное внимание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *